Области применения оборудования сенсорной комнаты чрезвычайно широки. Так учреждениями, в которых есть потребность открытия сенсорной комнаты, являются:
- Медицинские учреждения;
- Средние образовательные учреждения;
- Специальные коррекционные учебные заведения;
- Дошкольные образовательные учреждения;
- Комплексные центры социального обслуживания населения;
- Детские дома;
- Центры дополнительного детского развития и образования;
- Кабинеты кризисной терапии;
- Песочные студии;
- Общества инвалидов;
- Учреждения по работе с детьми с нарушениями психики и физического развития;
- Центры реабилитации и др.
Сенсорная комната – превосходный помощник для полноценной работы специалистов психологии и нейропсихологии, дефектологов, реабилитологов и прочих специальностей и является незаменимым инструментом для творческой работы, а также сенсорного и эмоционального развития .
Оснащение комнат сенсорики немаловажный компонент занятий по коррекции, развитию и оздоровлению детей. Те же методы нередко используются и для взрослых. Например, сеансы для людей, не имеющих проблем со здоровьем как профилактики синдрома эмоционального выгорания на работе и в учебе, так и работа с неврологическими патологиями, с патологиями развития и т.д.
Сенсорные комнаты активно применяются в следующих направлениях:
- Сеансы, развивающие эмоциональную сферу и высших функций психики (мышления, памяти, внимания, восприятия, воображения), а также на позволяющие достигнуть психоэмоциональной разгрузки, восстановления психологического здоровья и дальнейшего его поддержания.
- Психокоррекционные занятия, направленные на коррекцию эмоционально-волевой регуляции деятельности (при нарушенном поведении и эмоциональных нарушениях: синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ); агрессивное поведение, вспыльчивость; замкнутость, неуверенность в себе, пассивность, страхи.)
- Нейропсихологическая коррекция «школьных проблем» (неуспеваемость, отсутствие познавательного интереса, учебной мотивации).
Занятия в сенсорной комнате рекомендованы для всех возрастных групп детей и подростков. Содержание развивающих занятий зависит от актуальных психических и психологических потребностей ребенка и обусловленных возрастным периодом.
Ранний возраст (1 – 3 года)
Развивающие занятия для детей данного возрастного периода направлены на:
- коррекцию зрительно-моторной координации, ориентировочных реакций;
- коррекцию слуховых ориентировочных реакций;
- развитие тактильных ощущений;
- развитие эмоциональной сферы;
- развитие общей и мелкой моторики;
- коррекцию двигательных нарушений;
- развитие наблюдательности и внимания
- раззвитие речи и обогащение пассивного и активного словаря.
Занятия проводятся в присутствие близкого ребёнку человека.
Дошкольный возраст (3-6 лет)
Занятия для данной возрастной категории направлены на:
- развитие высших психических функций (мышления, памяти, внимания, восприятия, воображения);
- развитие эмоциональной сферы;
- развитие познавательного интереса;
- формирование мотивации к обучению;
- развитие способности к произвольной регуляции деятельности (снижение импульсивности, неусидчивости, развитие концентрации внимания);
- повышение устойчивости к стрессогенным факторам;
- психоэмоциональная разгрузка;
- достижение душевного равновесия
Младший школьный возраст (7-11 лет)
Занятия с данной возрастной группой направлены на решение следующих задач:
- адаптация к учебной деятельности и школьным правилам;
- развитие высших психических функций (мышления, памяти, внимания, восприятия, воображения);
- повышение устойчивости к стрессогенным факторам;
- психоэмоциональная разгрузка;
- развитие коммуникативных навыков;
- расширение поведенческого репертуара.
Подростковый возраст (12-16 лет)
Занятия с данной возрастной группой направлены на решение следующих задач:
- коррекция агрессивного поведения;
- склонность к разрушительным действиям;
- резкие и немотивированные колебания настроения;
- чрезмерная робость, застенчивость, ранимость или повышенная обидчивость;
- снятие мышечного и психоэмоционального напряжения;
- развитие коммуникативных навыков
Занятия проводятся как в индивидуальной форме, так и в подгруппах (2-3 человека). Продолжительность занятий составляет 30 минут (развивающие занятия), 50-60 минут (психотерапия, психокоррекция).
Количество занятий определяется индивидуально и зависит от динамики изменений и развития.